Ахмет Байтурсынулы, реформатор казахской литературы и литературоведения, языкознания, родился 5 сентября 1873 года. Дед Шошак, когда родился его внук Ахмет, был благословлен старейшинами села. Младший брат отца Ергазы отдает Ахмета в русско-казахскую школу в Торгае. Окончил его в 1891 году и поступил в 4-годовую школу в Оренборге. В 1895-1909 годах работал учителем в русско-казахских школах Актюбинского, Костанайского и Каркаралинского уездов и работал начальником Каркаралинской городской школы. Одним из авторов Каркаралинской петиции, написанной в 1905 году на Кояндинской ярмарке, был Байтурсынов. В Каркаралинской петиции были подняты вопросы внесения изменений в дела местного управления, суда, народного образования в соответствии с интересами казахской страны, свободы совести, вероисповедания, разрешения на выпуск газет и открытие типографии без цензуры, замены законным в интересах казахской страны. Там требовалось категорически прекратить переселение русских крестьян в казахские степи. Байтурсынов, который с того периода находился под жандармским контролем, был арестован 1 июля 1909 года по приказу губернатора Тройницкого и закрыт в Семипалатинскую тюрьму.
Первая книга Байтурсынова - "Қырық мысал" вышла в 1909 году. В этой работе он загадал и намекнул на насилие российских колонистов, на состояние страны. Он способствовал пробуждению общественного сознания через интересную форму, понятийную идею, токсичный язык жанра примера. Стихи поэта, расшитые гражданскими мечтами, замыслами, стали отдельной книгой под названием «Маса» и были опубликованы в 1911 году. Основным идейным стержнем "Масы" было обращение общественности к чтению, искусству к знаниям, к проповеди культуры, к труду. В 1913-1918 годах вместе со своими ближайшими верными друзьями А. Бокейханом, М. Дулатовичем, а также заручившись поддержкой густой казахской интеллигенции, издавал первую общенациональную газету «Қазақ». Газета призвала казахский народ овладеть искусством, знаниями. В 1917 году Байтурсынов присутсвовал в таких исторических явлений, как казахские съезды и казахские комитеты, непосредственно вмешиваясь в них, через «казахскую газету» проводил политико-теоретический курс. Ахмет Байтурсынов был в составе небольшой группы, подготовившей программу партии Алаш. Байтурсынулы и Дулатулы из – за давних межпоколенческих разногласий между казахами сознательно не входили в состав правительства Алаш-Орды, но их присутствие в группе создателей Казахской национальной государственной идеи было хорошо известно и признано современниками. 2-й Всеказахский съезд, утвердивший состав Алаш-Орды, создал учебно-просветительскую комиссию и утвердил ее председателем Байтурсынова. До марта 1919 года был членом Тургайского областного отдела правительства Алашорды. В марте 1919 года Байтурсынов от имени правительства Алашорды отправился в Москву на переговоры с Советским правительством, в июле этого года был назначен заместителем председателя Совета Народных Комиссаров и Казахского военно-революционного комитета РСФСР.
В 1920 году он направил В. И. Ленину письмо с резкой критикой первого шага его правительства в деле управления Казахстаном. В качестве члена казревкома активно участвовал в формировании границ Казахстана с Россией.
Входил в состав правительства Казахской АССР, созданного в августе 1920 г., в 1920-1921 гг. работал в должности народного комиссара просвещения Казахской АССР.
В 1922 году работал председателем Академического центра при Областном народныйм комиссариате, в 1922-1925 годах - Научно-литературной комиссий Наркомпроса, работал руководителем общества изучения казахского края. Байтурсынов участвовал в различных государственных должностях, одновременно не отрываясь от своей душераздирающей преподавательской работы.
В 1921-1925 гг. преподавал в Оренбурге казахский язык и литературу, историю культуры в казахских институтах народного образования, в 1926-1928 гг. в Ташкенте.
Член Президиума "Первого Тюркологического Курултая" 1926 г. в Баку - Ахмет Байтурсынович в мае 1933 г. в связи с ухудшением здоровья, оставшийся срок разрешается проводить с семьей, находящейся в изгнании в Западной Сибири.
В 1928 году в связи с открытием Казахского государственного педагогического института в Алматы по приглашению ректора перешел на должность профессора в данное учебное заведение. 2 июня 1929 года вместе с алашскими деятелями он был схвачен в Алма-Ате и отправлен в Бутырский тюрме в Москве для расследования к концу этого года. В соответствии с решением «тройки» ОГПУ при Совете Народных Комиссаров СССР от 4 апреля 1930 г. Байтурсынова приговорили к расстрелу. Это решение претерпевало несколько изменений: в январе 1931 года переведено в концлагерь на 10 лет, а в ноябре 1932 года был сослано в Архангельск на 3 года.
В 1934 году с помощью супруги М. Горького Е. П. Пешковой Байтурсынович был досрочно освобожден семьей и вернулся в Алматы. Здесь не принимают на постоянную работу, а занимают краткосрочные должности в различных учреждениях. 8 августа 1937 года он был снова арестован и расстрелян два месяца спустя, 8 декабря. Богатое наследие знатного гражданина, посвятившего свой труд на благо своей страны казахскому народу, не утратило своего значения и при его жизни. Наследие Алаша оставило след, неизгладимый приподнятый дух. Он сказал: "чтобы сохранить нашу страну, нам нужно стремиться к культуре, к обучению. Для этого, прежде всего, необходимо развивать литературный язык..."это пример для всех, кто живет в нашей стране.